Образовательная деятельность

Действующий проект
"Оазис счастья - территория мечты"
 
Вашему вниманию предлагается опыт реализации проекта «Оазис счастья-территория мечты».
Цель проекта:
Создать условия для обеспечения физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями; раскрытия их интеллектуальных и художественных способностей, создания ситуации успешности в самореализации и социализации.
Задачи проекта:
1. Улучшить количественные и качественные показатели физического и психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
2. Повысить личностный статус детей в семье, дошкольном учреждении и социуме, улучшить результаты их обученности, воспитанности и развития во всех видах деятельности в целом, и в художественно творческой, в частности, до уровня потребности в самореализации своих творческих способностей через дополнительные, специально организованные, формы обучения художественному творчеству в будущем.
3. Привлечь к стабилизации физического и эмоционального состояния посредством рисования песком коллектив дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Одной из уникальных медитативных и расслабляющих техник является рисование песком.
Почему именно песок? Рисование песком рекомендовано людям всех возрастов без исключения, так как оно помогает расслабиться и снять стресс. Песок – простейший, но вместе с тем очень действенный материал для того, чтобы понять свои эмоции, раскрыть в себе много новых чувств и найти для себя максимально гармоничное внутреннее состояние. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы.
Песок - это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?.. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. Это известно давно. А вот возможности ребенка в овладении песочным рисунком и развитии его умственных и творческих способностей с помощью рисования на песке - это наше ноу-хау, которое мы внедряем в работу.
Обучиться технике рисования песком легко, неважно, умеет ребенок рисовать, или нет. И ничего страшного в том, что  шедевр из песка недолговечен. Самые замечательные картины мы фотографируем, чтобы они радовали детей и родителей, помогали обрести веру в самого себя. Если же рисунок не нравится, его легко смахнуть рукой. Он сделан не на дорогом холсте, можно всегда начать заново попробовать сделать что-то новое, доброе, неповторимое, своё. Музыка, сопровождающая занятия, будит воображение, подсказывает сюжет сказки, которую придумывает сам ребенок. То, что картины не статичны, особенно нравится детям.
Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.
Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих запретов и правил нет.
Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию.
Немаловажным нюансом является пластичность материала. Для того чтобы изменить изображение, ребенку не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.
Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ.
Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка, происходит колоссальная перестройка образно – логического мышления.
Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны.
Дать ребенку возможность быть самим собой, помочь поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности – в этом основная цель нашей работы и песочного рисования. Именно для этого мы и создали этот маленький оазис, оазис счастья – территорию воплощения детской мечты.
Участники проекта – дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, их родители и сотрудники детского сада.
Одним из базисных качеств жизни каждого ребенка является его эмоциональное благополучие. Оно прямым образом влияет на физическое и психическое здоровье. Эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей, обеспечивает высокую самооценку, сформированность самоконтроля, чувство доверия к миру, способность к проявлению гуманных чувств и сопереживания; развитие интеллектуального и художественно – творческого потенциала, самореализацию во всех видах деятельности.
Несмотря на комплекс лечебных и профилактических мер, медленно уменьшается число детей, стоящих на диспансерном учете, и остается большой группа часто и длительно болеющих – в пределах 26% от всего контингента детского сада.
Как помочь маленькому ребенку привести в равновесие свой внутренний мир и обрести эмоциональный комфорт для раскрытия своего потенциала и самовыражения, не прибегая к помощи невролога?
Преимущество рисования песком в том, что оздоровительный эффект достигается ненавязчиво в интересном и развивающем ребенка занятии, что очень важно в дошкольном возрасте.
Проект  реализуется через интерактивные формы работы с детьми (интегрированные занятия, игры, праздники, развлечения), просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.
Большое место в работе с детьми занимают косвенные, но очень важные методы:
- на обогащение представлений детей об окружающем мире (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, художественная литература и т.п.);
- упражнения на общую активизацию и развитие сенсомоторной сферы;
- упражнения на восприятие себя, других людей;
- упражнения на развитие коммуникативных навыков.
И радует то, что большинство педагогов позитивно воспринимает  новые стратегические ориентиры, которые  направлены на:
  • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
  • отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения,
  • содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;
  • создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
  • желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
 
                   Проект
              "Центр физического театра "Умный модуль"

Проект запускается с 01.09.2013 года
Проблема, на решение которой направлен проект
Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любом городе России.
   Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.
   Вместе с тем результаты исследования состояния здоровья детей в нашем детском саду «Теремок» свидетельствуют о том, что 62,2    % детей составляют 1 группу здоровья ( практически здоровые дети), 2 группу здоровья -  37,8  % ( дети, имеющие хронические заболевания), среди них  24%  часто болеющих детей.
   А болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
   Поэтому  так  важно организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, физические качества и навыки у детей, но и положительное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.
   Одним из важнейших средств физического и психического развития ребенка является создание благоприятной предметно-пространственной среды, где ребенок не только обеспечен физической активностью, но и он сам проявляет свою самостоятельную двигательную активность, развивает интерес, воображение и творческие способности.
    Предметом моделирования, поиска и экспериментирования на физкультурном занятии для детей является применение мягких модулей и различных пособий. В настоящее время мягкие модули используются  в спорте, медицине и педагогике. Они  имеют определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет и его особая упругость.
   Организованная  двигательная  активность в форме сказочных мини-игр с применением мягких модулей помогает не только удовлетворять потребность в движении ребенка, но и развивать познавательную, интеллектуально-сенсорную, а также эмоционально-игровую активность.
Цели  и задачи проекта
     Проект «Центр физического театра «Умный модуль» имеет общую цель:
    формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности
стратегической целью является ресурсное обеспечение реализации проекта и радикальное обновление физического воспитания дошкольников путем:
    -построение образовательного процесса на гуманных принципах уважения и понимания ребенка, его состояний и интересов, положительной мотивации деятельности, построение взаимодействия на успех ребенка, формирование культуры личности ребенка;
     -учета биологических и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка;
      -конструирование содержания образования и моделирование образовательной среды с применением нетрадиционного оборудования;
      -еженедельной реализации индивидуального оптимального двигательного режима с преобладанием движений циклического характера.
    Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1.Создать двигательную предметно-развивающую среду в детском саду как основу для физического развития и укрепления здоровья ребенка.
2.Выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы.
3.Обеспечить предметно-развивающую среду физкультурного зала комплектом мягких блоков-трансформеров.
4.Разработать и внедрить систему сюжетных мини-игр для дошкольников с применением нетрадиционного оборудования (мягких модулей).
5.Обеспечить материально-технические и финансовые условия для реализации проекта.
6.Разработать систему осуществления контроля и руководства за реализацией проекта.
    Реализация проекта «Центр физического развития «Умный модуль» должна проходить наиболее эффективно, если будут выполнены следующие условия здоровьесберегающего образования:
    -удовлетворение базовых потребностей ребенка;
    -создание экологически чистого образовательного пространства;
    -воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
Способы достижения цели и решения задач.
    Проект  реализуется в рамках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» города Холмска Сахалинской области по программе М.А. Васильевой « Воспитание и обучение в детском саду» с применением технологии Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
    В нашем  детском саду имеется отдельный спортивный зал с необходимым стандартным физкультурным оборудованием для занятий и игр. В зале сделан ремонт, полы покрыты специализированным покрытием для занятий спортом.  Созданы условия для подгрупповых занятий с использованием тренажеров. ( см. приложение)
    Занятия проводятся в форме сюжетных мини-игр. Но ни имитация, ни образы не дадут такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как традиционное и нетрадиционное оборудование.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он ознакомился с большим количеством пособий и предметов.
Играя с яркими, мягкими модулями дети не только научаться выполнять различные движения, но и осознанно их использовать в игре.
Данный проект поможет осуществить дифференцированный подход к детям.
Так как нестандартное оборудование помогает решить задачу вариативности воспитательно-образовательного материала для детей разного уровня подготовленности. Поэтому проект направлен не только на педагогов, детей, родителей воспитанников детского сада, но и для неорганизованного контингента. Посещая «Клуб выходного дня» родители вместе с будущими воспитанниками смогут привыкнуть к детскому саду и поступив в него, безболезненно пройти период адаптации, что не мало важно для психологического состояния ребенка.
    Проект реализуется через интерактивные формы работы с детьми: сюжетные мини-игры, подобранные для каждого возраста детей, интегрированные занятия, праздники и развлечения, соревнования, «Круглые столы» ( для воспитателей и родителей).
     Физкультурные занятия будут проводиться в форме занятий-спектаклей, дарящих детям радость и приносящих пользу их физическому, интеллектуальному развитию, а также формированию межличностных отношений.
     Так же проект будет направлен на  подгрупповую работу с детьми, требующих коррекции в физическом развитии (профилактика нарушений осанки и плоскостопия). Для этих детей  будет создана специальная программа занятий вместе с родителями в « Клубе выходного дня».
«Клуб выходного дня» будет работать в течение периода реализации проекта
с сентября по декабрь по следующему  графику: каждая суббота месяца
1 группа 10.00-11.00  работа с организованными детьми и родителями по коррекции плоскостопия и нарушений осанки
2 группа 11.00-12.00  работа с детьми и родителями, не посещающих детский сад
Реализация проекта будет проходить и через специально организованные физкультурные  занятия ежедневно в 1 половину дня для детей от 3-7 лет.
     Проект предполагает совместную работу с родителями. Мероприятия, которые  планируется провести во время реализации проекта:
1.  Организационные мероприятия.
2.  Создание «Клуба выходного дня»
3.  Мероприятия по установлению преемственных связей с учреждениями здравоохранения, родителями.
4.  Проведение «Дней открытых дверей».
5.  Совместные праздники и досуги.
6.  Мероприятия, отражающие результаты работы с детьми.
7.  Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
8. «Круглые столы» -совместное обсуждение и решение вопросов, возникающих по формированию здорового образа жизни детей.